Межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета РС-22 (кодовое наименование НАТО — “Скальпель”) разработана в начале 80-х годов кооперацией предприятий, головным из которых было конструкторское бюро “Южное” под руководством В.Ф. Уткина. Эта ракета была заявлена как новая МБР (по договору ОСВ-2 каждая из сторон могла иметь на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для универсального применения в составе стационарного и разных вариантов мобильных комплексов.
Ракета РС-22 была разработана как ответ на американскую МБР “Пискипер” (MX). Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массово-габаритным характеристикам. После серьезных проработок было решено, что ракета должна иметь два варианта базирования: стационарный, в шахтных пусковых установках (ракета РС-22А) и мобильный железнодорожный (БЖРК, ракета РС-22В). В связи с этим в конструкции и характеристиках ракеты РС-22 различного базирования имеется ряд отличий.
Летно-конструкторские испытания ракеты проходили на 53-м НИИП МО (ныне 1-й ГИК МО) в несколько этапов. С января по апрель 1984 года были проведены пуски с железнодорожной платформы экспериментального варианта этой ракеты — РС-22Б. Затем с февраля 1985 года по сентябрь 1988 года были проведены испытательные пуски ракет РС-22А и РС-22В. Всего на космодроме проведено более 40 пусков ракет типа РС-22.
Ракета РС-22 выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой “Пискипер” (MX).
Первая ступень ракеты включает хвостовой и соединительный отсеки и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряженной ступени составляет 52,5 т (для шахтной ПУ) и 53,7 т (для железнодорожной ПУ). Длина соответственно 9,5 м и 9,7 м при диаметре 2,4 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещенным соплом. На ракете РС-22А на первой ступени используется поворотное управляющее сопло, а на ракете РС-22В — неподвижное сопло.
Вторая ступень состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Маршевый двигатель коконной конструкции имеет одно центрально расположенное сопло, снабженное выдвижным насадком, которое позволяет при заданных габаритах увеличить удельный импульс.
Третья ступень включает маршевый РДТТ, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходной отсек, состоящий из двух секций.
Ракета оснащается разделяющейся головной частью типа MIRV с десятью боевыми блоками, размещенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления инерциального типа. Головная часть прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии. Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемыми размерами железнодорожного вагона. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается. На внешней поверхности обтекателя размещены аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках полета 1 и 2 ступеней.
В процессе эксплуатации ракета РС-22 находится в транспортно-пусковом контейнере. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере (“минометный старт”).
Шахтная пусковая установка для ракеты РС-22А традиционного типа. Железнодорожный комплекс РС-22В является первым образцом такого вида вооружения. В состав железнодорожного комплекса –входят три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны обеспечения.