Ракета-носитель (РН) легкого класса "Рокот" (14А05) разработана в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева на основе снятой с боевого дежурства межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) УР-100НУ (РС-18, по классификации НАТО SS-19 Stiletto) и предназначена для выведения космических аппаратов (КА) массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. Жидкостная трехступенчатая РН "Рокот" с последовательным (тандемным) расположением ступеней состоит из блока ускорителей и космической головной части. В качестве блока ускорителей используется блок ускорителей МБР УР-100Н (РС-18). Космическая головная часть (КГЧ) состоит из разгонного блока (РБ) "Бриз-КМ", выполняющего функцию третьей ступени, головного обтекателя, переходного отсека для установки выводимого полезного груза. Блок ускорителей и космическая головная часть соединяются между собой с помощью специально разработанного промежуточного отсека.
Первая ступень диаметром 2.5 м и длиной 17.2 м состоит из единого блока топливных баков, хвостового и переднего отсеков. Баки - несущие, сварной конструкции, с совмещенными днищами. Наддув баков - с помощью газогенераторов, что позволяет отказаться от баллонов с газом наддува. Двигательная установка (ДУ) ступени состоит из трех автономных однокамерных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) замкнутой схемы РД-0233 и одного РД-0234 разработки КБ химической автоматики (г. Воронеж), установленных в карданном подвесе. Последний отличается наличием агрегатов наддува баков. На ступени также имеются четыре ракетных двигателя на твердом топливе (РДТТ) для ее увода после отделения от второй ступени.
Вторая ступень имеет диаметр 2.5 м и длину 3.9 м. ДУ ступени состоит из однокамерного ЖРД замкнутой схемы РД-0235 и рулевого двигателя РД-0236 открытой схемы. РД-0235 жестко закреплен на днище бакового отсека. Рулевой РД-0236 состоит из четырех камер, питаемых от одного турбонасосного агрегата. Камеры рулевого двигателя установлены по внешнему диаметру хвостового отсека; каждая закреплена в одностепенном карданном подвесе. Подобно первой ступени, вторая имеет совмещенные баки и "горячую" систему наддува, а также четыре тормозных РДТТ.
Система управления обеспечивает автоматическое проведение предстартовой подготовки, дистанционное прицеливание ракеты перед пуском, пуск и управление полетом с реализацией гибкой программы угла тангажа. Управление на участке полета первой ступени осуществляется путем отклонения камер маршевых двигателей, на участке полета второй ступени - камер рулевого двигателя.
Ампулизация ракеты достигается хранением блоков ускорителей 1-й и 2-й ступеней в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Выход ракеты из ТПК осуществляется с помощью маршевого ДУ первой ступени.
Разгонный блок "Бриз-КМ" оснащен жидкостным ракетным двигателем многоразового (до 25 раз) включения, позволяющим осуществлять выведение космических аппаратов по энергетически оптимальным траекториям, а при групповом выведении разводить спутники на требуемые орбиты. Стартовая масса РН "Рокот" составляет 107.5 тонн, длина - 28.5 метра.
Масса полезного груза, выводимого на круговую полярную орбиту высотой 200 км, составляет 1560 кг, а на круговую орбиту высотой 1000 км - 1250 кг. На космодроме "Плесецк" ракета космического назначения "Рокот" используется для выведения малогабаритных спутников связи и научно-исследовательских космических аппаратов.
ЖРД С5.98 (1 шт.), - / 2.0 тс (маршевый), ЖРД 11Д458 (4 шт.) по 40 кгс (двигатели коррекции), ЖРД 17Д58Э (12 шт.) по 1.3 кгс (двигатели ориентации и стабилизации)
Типовой сценарий выведения КА с помощью РН "Рокот"
Пуск РН "Рокот" производится из транспортно-пускового контейнера. Отделение ускорителя первой ступени осуществляется на 121-ой секунде полета на высоте около 60 километров. Для надежного исключения вредного воздействия на окружающую среду остатков компонентов топлива предусмотрена полная их выработка к моменту выключения двигателей. На 186-ой секунде полета на высоте 119 километров производится сброс створок головного обтекателя. Ускоритель второй ступени отделяется на высоте 211 километров на 304-ой секунде полета.
Дальнейшее выведение КА осуществляется разгонным блоком "Бриз-КМ", на котором после разделения включается маршевый двигатель. Он установлен в карданном подвесе и обеспечивает управление полетом. Этот двигатель может включаться многократно (до 25 раз), что позволяет реализовать сложные программы выведения одного или нескольких КА на различные орбиты.
Наличие в составе двигательной установки блока специального корректирующего двигателя обеспечивает высокую точность выведения КА. Перед отделением осуществляется его ориентация с использованием двигателей ориентации РБ. При необходимости может проводиться также "закрутка" выводимого аппарата. В процессе всего полета обеспечивается непрерывный телеметрический контроль.