Космодром "Плесецк" | Космический аппарат "Цикада"
Космический аппарат "Цикада"
Первые спутниковые навигационные системы появились в середине шестидесятых годов, но сама идея их построения была сформулирована после запуска Первого ИСЗ, когда было обнаружено яркое проявление эффекта Доплера в ходе приема сигналов со спутника.
В настоящее время спутниковая навигация стала основным средством определения местоположения не только на море, но и в воздухе, и на суше. Приемные устройства сигналов с навигационных спутников входят как составной элемент практически во все навигационные комплексы, являясь основой их построения.
С космодрома "Плесецк" первый навигационный космический аппарат "Космос-158" был запущен 15 мая 1967 года. С 1976 года проводятся запуски спутников, входящих в состав низкоорбитальной навигационной системы "Цикада". Эти спутники с помощью ракеты-носителя "Космос-3М" выводятся на приполярные околокруговые орбиты наклонением 83o, высотой 1000 км и периодом обращения 105 минут.
На основе космического аппарата "Цикада" был создан спутник-спасатель "Надежда" — основной элемент международной спутниковой системы поиска судов, самолетов и отдельных людей, терпящих бедствие (проект КОСПАС-SARSAT). Разработка этого проекта велась в соответствии с межправительственным соглашением между Россией, США, Канадой и Францией, подписанным в ноябре 1979 года.
Первый спутник "Надежда" ("Космос-1383") был выведен на орбиту 30 июня 1982 года. В состав системы КОСПАС-SARSAT входят по два российских и американских спутников, а также пункты приема информации. Первоначально эти пункты располагались на территории России (Москва, Архангельск, Новосибирск, Владивосток), США (Сан-Франциско, Сент-Луис, Аляска), Канады (Оттава), Франции (Тулуза) и Норвегии (Тромсе). Сеть наземных пунктов приема информации постоянно расширяется.
На борту спутника "Надежда" установлены доплеровская навигационная система и радиокомплекс системы КОСПАС-SARSAT. Принцип действия системы КОСПАС-SARSAT заключается в том, что космический аппарат "Надежда" совершает орбитальный полет в постоянной готовности приема сигналов с аварийного радиобуя АРБ-406 или радиомаяка АРМ-121. Пролетая над поверхностью Земли, спутник может принимать сигналы с площади круга в 27 млн.кв.км. Принятые сигналы ретранслируются на наземные станции для обработки и определения координат терпящих бедствие. Сообщение о бедствии и координаты аварийного объекта затем передаются через центр управления системой в соответствующую поисково-спасательную службу.
Принятый "Надеждой" сигнал может либо ретранслироваться в реальном масштабе времени, либо запоминаться с последующей передачей на пункты приема информации. Вероятность определения координат АРБ-406 при первом же проходе спутника в зоне видимости буя составляет не менее 0.99 с ошибкой не более двух морских миль (3.6 км). При наличии в системе четырех спутников сигнал с радиобуя (маяка) может принят с любой точки Земли с дискретностью не более одного часа.
Первыми пострадавшими, спасенными в сентябре 1982 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT, стали канадские граждане, находившиеся на борту потерпевшего аварию самолета в горах западной Канады. За время функционирования системы КОСПАС-SARSAT было спасено более 4000 человек.
Спутник-спасатель "Надежда" входит в состав навигационной системы "Цикада". Оба этих спутника используются в качестве радионавигационной точки. С этой целью, в течение всего срока активного существования спутники непрерывно излучают навигационный сигнал, содержащий метки времени и параметры орбит всех спутников, входящих в систему "Цикада".