Веб-сайт космодрома "Плесецк" Веб-сайт космодрома "Плесецк"

В начало |  Новости |  О космодроме |  Библиотека |  Фото и видео |  Ищу... |  Форум 
Присяга |  Ссылки |  Есть такое местечко... 

Поиск по сайту:
Быстрый переход на страницы


Погода в Мирном

Яндекс.Погода
ЗАРЯ-2011 - конкурс
астрокосмосайтов
Яндекс цитирования
Космодром "Плесецк" | Информационный бюллетень №24

Информационный бюллетень пресс-центра космодрома "Плесецк"

№ 24

Страницы истории космодрома "Плесецк"

Трагедия 1973 года

    26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты на первой пусковой установке площадки 132 при подготовке к сливу компонентов ракетного топлива из ракеты-носителя "Космос-3М" после несостоявшегося пуска произошел взрыв ракеты и возник пожар в башне обслуживания. В результате этого погибли начальник команды майор ХОМЯКОВ Борис Григорьевич, инженер-испытатель капитан БЕЗУГЛОВ Геннадий Федорович, начальник расчета старший лейтенант КАРНАУХОВ Алексей Александрович и рядовые ВИНСКОВСКИЙ Мирослав Степанович, УСТИНОВ Валерий Николаевич, ВАГАНОВ Юрий Иванович и ОСОКИН Иван Васильевич. Получили ожоги различной степени и госпитализированы инженер-испытатель майор БИРЮКОВ Владимир Федорович, рядовой САЙДГАЛЕЕВ Галиулла Мухатвалеевич и инженер-конструктор КБ ПО "Полет" ВЛАСОВ Юрий Александрович. От полученных ожогов В.БИРЮКОВ и Г.САЙДГАЛЕЕВ скончались. С профилактическими целями в связи с пребыванием в атмосфере, насыщенной парами ракетного топлива, было госпитализировано 10 человек.

    Предстоял очередной запуск космического аппарата с помощью РН "Космос-3М". За плечами боевого расчета части запуска стоял шестилетний опыт проведения пусков 69 ракет данного типа. Ракета "Космос-3М" была спроектирована в конструкторском бюро М.К.Янгеля (ныне КБ "Южное") на базе баллистической ракеты средней дальности Р-14. На этой двухступенчатой ракете со стартовой массой 108 тонн и длиной 32.4 метра в качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и в качестве окислителя - смесь азотной кислоты с четырехокисью азота. Это долгохранимое ракетное топливо при смешивании самовоспламеняется, что обеспечивает надежный запуск и работу ракетных двигателей, но требует особой аккуратности в обращении.

    25 июня состоялся вывоз ракеты с пристыкованным космическим аппаратом на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску, который был назначен на 26 июня в 01 час 32 мин московского времени.

    Предстартовая подготовка шла без каких-либо отклонений до начала заправки топливом. Заправка началась в установленное время и продолжалась полчаса. За это время заполнение всех баков ракеты, кроме бака горючего первой ступени, прошло без замечаний.

    В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено ненормальное функционирование бортовых датчиков системы измерения объемов заправленного топлива - на наземном пульте контроля не было зафиксировано прохождение уровней заправки. Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке были остановлены старшим инженером-испытателем подполковником СОСНИНЫМ В.И., контролировавшем ход заправки.

    Такая отмена предстартовых операций предусмотрена эксплуатационной документацией, но она не определяла порядок дальнейших действий. Боевой расчет оказался в сложнейшей ситуации, когда он был вынужден работать за целое конструкторское бюро, заполняя "белые пятна" в документации.

    Среди множества различных вариантов инженеры-испытатели космодрома, находившиеся в это время на стартовом комплексе в составе боевого расчета, должны были найти единственный верный. На это обычно уходят долгие часы, но здесь надо было предлагать решение сразу, практически без обдумывания. В течение двух часов надо было выяснить причину замечания, устранить его и завершить заправку ракеты: запуск космического аппарата независимо от его принадлежности приравнен к выполнению боевой задачи, которая должна быть выполнена в назначенный срок.

    После остановки заправки и обсуждения сложившейся обстановки было принято естественное решение проверить герметичность заправочных коммуникаций, исправность наземных электрических цепей и с помощью наземных измерительных устройств определить количество заправленного горючего. Заправочные магистрали оказались герметичными, а электрические цепи - исправными. Уровнемеры и датчики расхода показали, что в бак горючего первой ступени еще недозаправлено около 4 тыс. литров НДМГ. На основании этого делается вывод, что уровень горючего в баке еще не достиг измерительного датчика и принимается решение дозаправить 2 тыс.литров до появления сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось меньше двух часов, то дозаправка велась большим расходом.

    Принятое решение стало первым шагом к трагедии. Измерительные устройства, установленные на стартовом комплексе, имели очень низкую точность и попытка боевого расчета учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. Поскольку на самом деле бак был уже почти полным и во время его дозаправки произошло переполнение и горючее потекло из бака по дренажной магистрали. Заправка была остановлена и стало окончательно ясно, что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.

    Анализируя причины аварии, комиссия поставила в вину боевому расчету использование для принятия решения показания приборов с большой погрешностью измерений, но это было штатное оснащение стартового комплекса и использование других измерительных приборов документацией не предусмотрено, да их и не было! Не предусмотрел Главный конструктор и технических средств дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам майору ПРОСКУРНЕ А.Д. и лейтенанту БОЙКО В.И., рискуя своей жизнью, стоять у заправляемой ракеты, "на слух" следить за дренажной магистралью и давать команду на прекращение заправки...

    Произошла перезаправка бака горючего первой ступени с заполнением дренажной магистрали. Принимается решение на частичный слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в технической документации. Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее, оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в газовой подушке бака стало значительно ниже атмосферного и произошло смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся ситуации у боевого расчета фактически не было - до назначенного времени запуска оставалось 1.5 часа.

    С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора наполнения бака и принимается решение на заправку бака до расчетного уровня. Руководитель работ на стартовом комплексе полковник КОЛЕСОВ М.Я., принимая решение о продолжении предстартовой подготовки, не мог знать о нарушении герметичности бака, поскольку весь боевой расчет находился в укрытии, а средства телевизионного контроля за ракетой на стартовом комплексе не предусмотрены. Дозаправка бака горючего до заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.

    В установленное время начались заключительные операции по подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте, заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не помогло и подключение дополнительных баллонов высокого давления и за 15 секунд до пуска при контроле бортового наддува автоматически произошла остановка пусковых операций. Был объявлен "Отбой" и принято решение о переносе запуска на сутки. Схема запуска была приведена в исходное и обесточена.

    Высланная для осмотра ракеты группа в составе майора ПРОСКУРНЯ А.Д., майора БИРЮКОВА В.Ф. и капитана БУРИНА В.С. обнаружила течь горючего из бака первой ступени. Вдоль корпуса ракеты наблюдались потеки горючего, горючее было на пусковом столе и около него. Необходимо было слить топливо из ракеты.

    И снова боевой расчет вынужден работать на свой страх и риск. Очередное "белое пятно" в документации Главного конструктора - не определен порядок действий и меры безопасности при сливе топлива из поврежденной ракеты. После подвода башни обслуживания и опускания ее площадок вокруг ракеты образовался замкнутый объем, в котором быстро начала расти концентрация паров НДМГ, для взрыва которых достаточно малейших неосторожных действий...

    Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа 15 минут закончилась подготовка к сливу и в 4 часа 18 минут, как это определено документацией, к башне обслуживания отправляется расчет заправки окислителя из девяти человек: ХОМЯКОВ Б.Г., БЕЗУГЛОВ Г.Ф., КАРНАУХОВ А.А., ШИГАПОВ Н.Г., САЙГАЛИЕВ Г.М., ВАГАНОВ Ю.И., ВИНСКОВСКИЙ М.С., ОСОКИН И.В. и УСТИНОВ В.Н. На пятую площадку башни обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй ступени ракеты поднялись старший лейтенант КАРНАУХОВ А.А. с двумя солдатами. Майор ХОМЯКОВ Б.Г. и капитан БЕЗУГЛОВ Г.Ф. с двумя солдатами остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций "земля-башня". Следом за первой группой, в 4 часа 20 минут отправляется группа из четырех человек во главе с майором БИРЮКОВЫМ В.Ф. для осмотра приборного и хвостового отсеков первой ступени.

    В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва и начался пожар. В это время командир отделения сержант ШИГАПОВ Н.Г. поднимался в лифте на пятую площадку, а боевой расчет смотровой группы находился на пути к ракете...

    Вспышка паров или жидкой фазы НДМГ и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия, анализируя причины, которые могли бы вызвать вспышку, пришла к выводу, что "наиболее вероятным является случайное попадание на проливы НДМГ остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей".

    Кто виноват в случившейся трагедии? Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы в своем заключении записала, что принятые решения, приведшие в итоге к повреждению бака ракеты, образованию больших концентраций паров ракетного горючего и их взрыву, "нельзя считать технически обоснованными", т.е. в трагедии виноват сам боевой расчет. Формально это вроде бы и так, но... В ходе подготовки ракеты к пуску боевой расчет оказался в ситуации, не предусмотренной Главным конструктором. Выполняя боевой приказ по запуску космического аппарата в назначенное время, боевой расчет был вынужден использовать метод проб и ошибок для устранения "белых пятен", оставленных в эксплуатационной документации. Ставить это в вину инженерам-испытателям космодрома неэтично и аморально.

    Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в г. Мирном в братской могиле на берегу лесного озера. Сейчас это место стало Мемориалом погибшим ракетчикам. Рядом с ними через семь лет в 1980 году был похоронен другой боевой расчет, погибший при взрыве во время заправки ракеты-носителя "Восток".

Выпуск подготовлен С.А. Сергеевым

Вернуться в Библиотеку в раздел "Информационный бюллетень"


Желаете знать больше?

Пользовательского поиска

Ближайший пуск

РН "Рокот"/РБ "Бриз-КМ" - в интересах МО РФ

15 января 2013 (перенос даты)


Прошедший пуск

РН "Союз-2.1а"/ РБ "Фрегат-М" - в интересах МО РФ

14 ноября 2012

Последние сообщения с форума

В начало |  Новости |  О космодроме |  Библиотека |  Фото и видео |  Ищу... |  Форум 
Присяга |  Ссылки |  Есть такое местечко... 


При использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.plesetzk.ru обязательна
Веб-мастер Vor'Chun
©2000-2012