Информационный бюллетень пресс-центра космодрома "Плесецк"
№ 22
май 1993 года
Страницы истории космодрома "Плесецк"
Начало (1957 год)
1
1957 год вошел в историю человечества как год начала Космической Эры,
когда космические полеты сошли со страниц фантастических произведений и
стали реальностью.
Становление и начальное развитие Мировой Космонавтики прошло
в тесной связи с Военными. Еще в недалеком прошлом военные вопросы
определяли перспективные направления развития ракетно-космической
техники и в СССР, и в США. Но благодаря разработке мощных баллистических
ракет, а также упорству в отстаивании своих идей таких
людей, как С.П.Королев, первый искусственный спутник Земли (ИСЗ)
был запущен именно в 1957, а не в 2057 году!
По одним направлениям доминирование военных вопросов тормозило развитие
Космонавтики, а по другим - наоборот, резко ускорялось. Первый ИСЗ, первые
межпланетные станции, первый пилотируемый полет и все это осуществленное
за три с небольшим годом - именно с таким "послужным списком"
межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 вошла в Мировую историю. И этим
не стыдно гордиться!
Испытания королевской "семерки" начались в 1957 году. В этом же году
началось строительство совершенно секретного объекта стратегического
назначения, который сейчас известен всему миру как Северный космодром
или космодром "Плесецк".
2
Точкой начала отсчета истории Северного космодрома является
11 января 1957 года, когда было принято Правительственное постановление
№61-39 о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара" - первого
соединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР). К моменту принятия
этого постановления в Отдельном конструкторском бюро С.П.КОРОЛЕВА была
завершена разработка и полным ходом шла подготовка к летным испытаниям
межконтинентальной ракеты Р-7. Надо было уже выбирать места для размещения
ракетных частей, вооруженных этой МБР.
Выбор места строительства стартовых позиций производился
группой специалистов Министерства обороны и ОКБ во главе с генерал-майором
И.Ф.ДИБРОВЫМ. Этой группе пришлось решать довольно сложную инженерно-техническую
задачу. Будущие стартовые комплексы должны быть размещены как можно дальше
от южных границ, вдоль которых разворачивалось строительство американских
военно-воздушных баз. Если разместить ракеты в европейской части страны или
в Западной Сибири, то они будут стартовать против вращения Земли. Это
уменьшает дальность полета головной части, которая была и так значительно
меньше расчетно-теоретической. На энергетические характеристики этой
пионерской по своей конструкции ракеты отрицательно сказалось использование
надежных, но морально устарелых и очень тяжелых двигателей (сроки разработки
ракеты Р-7 были крайне ограничены!). Кроме того, в то время крупногабаритные
ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно,
стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки.
Перечень требований был довольно обширным и им полнее всего удовлетворял
Плесецкий район Архангельской области. Из нескольких вариантов был выбран
вариант размещения стартовых позиций на южных склонах долины реки Емцы. Высокие
и крутые берега долины и скальный грунт до минимума сокращал объем земляных
работ. Протекая с запада на восток и слегка поворачивая на север, река
позволяла разместить вдоль своих берегов несколько стартовых позиций,
которые не создавали бы помехи друг другу при пусках ракет. А в довершение
ко всему густая и труднопроходимая северная тайга облегчала маскировку этого
стратегически важного объекта.
Оглядывая с вершины современных дней прошлые события следует признать,
что мероприятия по маскировке объекта "Ангара" были очень эффективными. До
1966 года американская разведка практически ничего толком не знала о
существовании в этих местах соединения стратегических ракет. Об этом можно
сделать вывод по ряду косвенных фактов. В частности, на графике интенсивности
запусков американских разведывательных спутников есть два ярко выраженных
максимума: 1962 год - "Карибский кризис" и 1966 год - начало запусков
спутников с архангельской земли.
3
Строительство объекта "Ангара" было возложено на Управление инженерных
работ, которое в начале строительства возглавлял инженер-полковник Н.И.БЫЛЕЕВ,
а с января 1958 года - инженер-полковник Н.С.СТЕПАНЧЕНКО. Главный инженер
работ - инж.-полк. В.И.СМИРНОВ. Проектирование строительства вел Центральный
проектный институт Минобороны, главный инженер проекта инж.-полк. А.А.НИТОЧКИН.
В марте 1957 года к месту строительства прибыли первые 4500 военных
строителей и в апреле началась расчистка строительного участка и земляные
работы на будущей стартовой позиции, ныне пусковая установка №1
(площадка 41). Одновременно шло создание строительной базы.
Начинать работы военным строителям пришлось в тяжелейших, но
привычных условиях. По сложившейся традиции (снова жесткие сроки!)
строительство основных сооружений было начато до прокладки автомобильных
дорог - "бетонку" начали строить только через год. По раскисшим после таяния
снегов проселочным дорогам, через низинки, превратившиеся по весне в топкие
болота, буквально на руках солдат-строителей приходилось доставлять тяжелую
технику к месту работ. Выручала неиссякаемая "солдатская смекалка". Благодаря
ей, например, автомобили начинали двигаться по железнодорожной колее.
15 мая 1957 года на Южном полигоне (ныне космодром "Байконур") начались
летные испытания ракеты Р-7. Начались они неудачно - первые два пуска были
аварийные. Наверное этим и объясняется некоторая задержка в назначении
будущего ракетного соединения. Только 10 июля был подписан приказ МО СССР
№01635 о назначении командиром соединения офицера-фронтовика гвардии
полковника Михаила Григорьевича ГРИГОРЬЕВА (в последствии он стал первым
заместителем Главкома Ракетных войск стратегического назначения). И через
пять дней началось официальное формирование ракетного соединения, после
того, как 15 июля гв.полк. М.ГРИГОРЬЕВ подписал приказ №1 о вступлении в
должность. Этот день и стал днем рождения ракетного соединения - ракетного
полигона - северного космодром "Плесецк".